СПб ГБУ "Центр реабилитации инвалидов по зрению"

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению"

Азарова Н.В. Танцевальные композиции и игры в курсе «Танцевально-двигательная терапия» для взрослых людей-инвалидов по зрению

09 апреля 2017

Материалы международной научно-практической конференции «Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего профессионального образования», апрель 2013 г. Процесс реабилитации инвалидов по зрению требует усилий не только со стороны самого человека, но и со стороны его «окружения» - общества, государства. Необходима работа разных специалистов по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих. Жизнь эта должна быть многогранна, полнокровна, полноценна. Не только труд, но и творчество должны присутствовать в жизни каждого инвалида по зрению. Танец, как один из видов творческой деятельности, является доступным и необходимым средством реабилитации. Ведь взрослый человек, потерявший зрение, имеет свой жизненный опыт и танцевально-двигательная терапия может опираться на этот опыт. Основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную творческую деятельность является неадекватное восприятие своего дефекта. Люди, недавно потерявшие зрение часто уходят от контактов с окружающими, становятся замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир. Многие замыкаются в себе и одновременно становятся беспомощными, зависимыми от близких людей, отказываются от борьбы с новыми для них жизненными трудностями. Депрессивные настроения и неадекватная самооценка приводят к невозможности преодолеть возникающие психологические барьеры. С другой стороны, также часто бывают неверны и представления зрячих о слепых людях и их возможностях. Танцевально-двигательная терапия может помочь преодолеть эти проблемы. На групповых занятиях тотально слепые люди оказываются рядом, в одном кругу или в паре со слабовидящими людьми. Музыка и совместные движения, игры раскрепощают их. Взаимодействие между ними оказывается очень полезно как для первых, так и для вторых. Методы танцевально-двигательной терапии включают человека, теряющего зрение, в активное совместное с другими действие в легкой, часто игровой форме. Развивается мотивация к активной жизненной позиции, создается позитивный настрой к окружающей действительности, к людям, к себе. Повышается активность и сознательность включения самого инвалида по зрению в процесс реабилитации. Курс «Танцевально-двигательная терапия» преподается в ЦМСРИЗ с 2008 года. Для обеспечения курса была разработана авторская программа, которая в течение двух лет прошла этап экспериментальной проверки. Восемь потоков реабилитантов, шестнадцать групп занимались по этой программе. В 2011 году она была утверждена на методическом совете ЦМСРИЗ, получила положительную рецензию специалистов кафедры основ коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и была рекомендована для применения в процессе комплексной медико-социальной реабилитации различных категорий инвалидов по зрению. В курсе используются традиционные формы танцевально-двигательной терапии - упражнения и танцевальные игры на контактность в паре и группе, различные приемы для танцевальной импровизации, освоение несложных композиций парных и групповых танцев. Одним из основных разделов программы является «Танцевальный тренинг». Тренинг помогает развить максимально доступную каждому легкость и свободу движений; создает установку, настрой человека на большую ответственность за себя; учит жить в соответствии со своими способностями и возможностями, используя их в полной мере и даже повысить их, компенсировать дефекты зрения. Для проведения занятий «Танцевального тренинга» подготовлены и используются два комплекса танцевальных композиций и игр. Первый комплекс - "Дискотечные танцы и танцевальные игры", второй - "Народные и бальные танцы". Каждый из них представляет собой методические рекомендации с аудио-приложениями - подборкой музыкальных файлов, записанных на флеш-носители и аудиодиски. Комплекс "Дискотечные танцы и танцевальные игры" – это основная часть первых занятий курса. Часто именно на первых занятиях снимается «зажатость» незрячего человека («не буду ли я выглядеть смешно со стороны?»), исчезает психологический барьер, постепенно уходит тревога. Основными целями комплекса являются: раскрепощение, снятие неуверенности и стеснения, приобретение навыков простых ритмичных и танцевальных движений. Танцевальные игры разнообразны и сопровождаются разной по темпу и эмоциональной наполненности музыкой – медленной лирической, энергичной и веселой, с ускорением темпа или его замедлением. По выбору преподавателя игры могут быть направлены на индивидуальную работу каждого участника с собственным телом либо, наоборот, настроить на общение в группе; помочь быстро и эффективно включиться в танцевальное действие, либо снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, достичь внутреннего равновесия, покоя. Подборка танцевальных игр основана на методике известного танце-терапевта Ларисы Раздоркиной. Эти игры в курсе «Танцевально-двигательная терапия» были адаптированы к условиям работы с незрячими людьми. Цель дискотечных танцев состоит в том, чтобы разогреть, почувствовать свое тело, разбудить эмоции, помочь высвобождению чувств; развить легкость, свободу и координацию движений, чувство ориентации в пространстве; снять внутренние зажимы. Кроме того, эти танцы дают возможность экспериментировать с движением, возможность осознать уникальность своих способностей, развивают умение импровизировать, стимулируют творческое самовыражение. В настоящее время существует множество методик по обучению людей дискотечным танцам, их легко можно использовать и для инвалидов по зрению. В курсе «Танцевально-двигательная терапия» используются методы Muve-танца. Основные приемы этого танца хорошо подходят для условий работы с разными по возрасту и физическому состоянию людьми. Люди учатся MUVE-танцу, двигаясь вместе с ведущим, которого называют «Музой» (Muse). Он показывает пример движения в гармонии с музыкой, выражает ритм и мелодию своим телом, двигается свободно и творчески, и, импровизируя, дает идеи движений для всех. Движения повторяются достаточно долго для того, чтобы они стали понятны, и приятны для всех участников танца. «Музой» может быть не только преподаватель, но и любой активный участник танцевального круга. Постепенно «растанцовываясь», многие выражают желание стать «Музой» и тогда человек делает шаг вперед, предлагая свои движения, один ведущий заменяется другим. Танец становится все более интересным, увлекательным и веселым. Так как зрение не позволяет танцорам визуально перенимать движения – ведущий озвучивает свои движения, коротко и весело называя их, и каждый может делать их так как понял, не переживая за точность исполнения. Для дискотечных танцев подготовлены несколько вариантов музыкального сопровождения – это «миксты» (нарезки) различных танцевальных мелодий. Так записаны миксты из популярных хитов зарубежной музыки 80-х годов, ретро-микст советских дискотек, микст из песен и музыки композитора Александра Зацепина, микст латиноамериканских ритмов, микст для исполнения Muve-танца с наложением голоса преподавателя – «Музы». Дискотечные танцы популярны среди людей, проходящих реабилитацию в Центре. После освоения набора простых и приятных движений люди становятся более активными на праздничных мероприятиях, раскрепощеннее на танцевальных вечерах. Особенно это заметно среди мужчин и тех учащихся, которые имеют физические недостатки, лишний вес. Преподаватели отмечают увеличение свободы движений у тотально слепых учащихся. Второй комплекс танцевальных композиций – это "Народные и бальные танцы". Цели этого комплекса: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, стимулировать общение в парах, помочь ориентации в пространстве. В курсе «Танцевально-двигательная терапия» преподаются разные бальные танцы, это и танцы европейской программы - вальс, танго, фокстрот, квикстеп и танцы латиноамериканские - самба, румба, ча-ча-ча и джайв, а также социальные и классические бальные танцы - фигурный вальс, па-де-грас, мамбо, бит-джайв, русский лирический. Бальные танцы - это парные танцы и в этом их прелесть и сложность одновременно. Партия мужчины отличается от партии дамы. Также отличаются и их роли – мужчина независимо от группы инвалидности должен лидировать в танце, вести свою партнершу, а дама – подчиняться этому ведению и «слушать» движения партнера, даже если мужчина ошибается. Конечно, если партнер в паре тотально слепой, то при танце на поворотах, в углах зала или при сближении с другой парой дама подсказывает ему куда надо двигаться в этом случае. Постепенно возникает особая атмосфера доверия и взаимопонимания в каждой паре. Композиции бальных танцев составлены из базовых шагов и фигур, которые несколько упрощены по технике исполнения. Для каждого танца подготовлено несколько композиций, усложняющихся по мере накопления танцевального опыта и изучения отдельных фигур. Бальные танцы имеют свои особенности, которые необходимо учитывать преподавателю. В паре, исполняющей танцы с продвижением по залу (вальсы, фокстроты, танго, самба), хотя бы один из партнеров (мужчина или дама) должен иметь вторую группу инвалидности, так как при движении пар в зале необходимо контролировать линию танца и движение других пар. Однако, некоторые композиции составлены так, что их могут исполнять и пары тотально слепых танцоров, причем иногда даже состоящие из двух дам. Композиции фигурного вальса, например, составлены и для традиционных пар – мужчины и дамы, и для пар из двух дам, и даже для нескольких дам, танцующих без мужчин, в кругу, в центре зала. Причем, для пар «мужчина и дама» в композициях учитывается группа инвалидности исполнителей. Для тех пар, где мужчины имеют первую группу, танец исполняется на месте, а, если мужчина имеет достаточное зрение для того, чтобы ориентироваться в зале, танец исполняется с движением пары по линии танца. Так как фигуры бальных танцев достаточно сложны, важно медленно и постепенно осваивать новые движения. Сначала надо изучить ритм музыки - послушать, «прохлопать» в его в ладоши, потопать ногами с акцентом на разные доли ритма. Затем простыми доступными словами преподаватель должен объяснить, как движение выполняется. Особенность обучения танцам незрячих людей заключается в том, что традиционный подход через показ движений преподавателем невозможен, обычное визуальное восприятие, визуальная передача характера и сути движения должна быть заменена на «образное объяснение», приемы тактильного обучения. Некоторые люди после прохождения курса реабилитации продолжают заниматься бальными танцами. Для них разработаны и более сложные композиции – учебные вариации для отработки базовых фигур и постановочные танцы для выступлений на конкурсах и концертах. Соответственно и музыкальное сопровождение для таких композиций монтируется специально – либо с замедлением нормального темпа и наложением голоса преподавателя, либо для концертных фонограмм с микшированием разных мелодий и «подсказывающих звуков». Народные танцы с удовольствием изучают и мужчины и женщины. Такие танцы, как Сиртаки, Еврейский народный танец можно исполнять в кругу или в линии и это облегчает преподавание, так как нет условия обязательного равенства числа мужчин и женщин в группе, как в бальных танцах. Эти танцы исполняются с ускорением темпа и поэтому в них уместны именно простые (упрощенные) движения. Для большей выразительности и красоты танца используются и небольшие движения головы (повороты), и перестроения из круга в линию, а затем в пары. Популярные сейчас линейные танцы часто построены на лексике народных латиноамериканских танцев (самба, мамбо, салса, ча-ча-ча). Композиции, составленные для них лучше применять в группах, где практически одни женщины, так как мужчины неохотно танцуют в линиях. На занятиях в танцевальном зале обычно царит позитивная творческая атмосфера, обучать взрослых людей танцам очень приятно, они осознанно и активно включаются в процесс и поэтому постоянно возникают новые идеи для новых танцевальных композиций. После каждого потока учащихся комплексы танцевальных композиций и игр дополняются, отдельные композиции изменяются и совершенствуются. К выпускным вечерам готовятся концертные номера, записываются фонограммы. Курс «Танцевально-двигательная терапия» обновляется, расширяется и находится в постоянной работе.